ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ЧАСТЕЙ СС "МЕРТВАЯ ГОЛОВА"

Создание караульных штурмбаннов для охраны политзаключенных, уголовников и "неблагонадежных" лиц имело под собой далеко идущие планы.

Теодор Эйке уделял повышенное внимание подготовке и воспитанию своих подразделений, считая их настоящей элитой, не в пример другим формированиям СС. Он внушал подчиненным, что они "принадлежат к "ордену лучших из лучших", как "люди подвига" с "истинным характером" и "ясным пониманием реальной жизни". Они избраны судьбой быть "движущей силой национал-социалистической революции" и стать "спасителями немецкого народа".

С момента поступления в части "Мертвая голова" человек попадал в атмосферу жесткой идеологической обработки. Преданно служить фюреру и новой Германии мог лишь тот эсэсовец, который, пройдя испытания, осознавал "великое значение" нацистской идеи, берущей начало в расизме. Нельзя быть надежным охранником без расологических взглядов. К такому выводу пришел Эйке, обучавший подопечных азам фашистской философии. Он грамотно и со знанием дела навязывал ужасные образы "недочеловеков", ставящих под угрозу само существование рейха. Издевательства, причинение таким личностям физической боли рассматривались им как вполне гуманные поступки, так как нравственным являлось сохранение нордической крови.

Мировоззренческая позиция Эйке несколько отличалась от той, которой придерживался шеф СС. Гиммлер видел в эсэсовцах крестьян-воинов. В будущем они должны организовать поселения, откуда пойдет распространение немецкого влияния, то есть им предопределено стать миссионерами германо-европейских ценностей. Эйке же мыслил более примитивно. Он представлял члена СС в виде cтражника Великого рейха. Воин и беспощадный надсмотрщик сливались для него в одно целое. Задача эсэсовца заключалась в том, чтобы защищать немецкую кровь от внешних и внутренних врагов, и для ее защиты нужно использовать все средства, в том числе унижения, телесные наказания, пытки, а если потребуется, то и убийство. Инспектор был готов причислить к "врагам государства" сомневающихся националистов. Если они не поняли фундаментального значения нацистской программы, если они не верят фюреру, их следует поместить в барак к евреям, цыганам и маргиналам.

Теодор Эйке питал глубочайшее отвращение к религии. Христианство, иудаизм или язычество он не воспринимал; он был воинствующим атеистом, смотревшим на любую религиозную доктрину как на выдумку неполноценных индивидов.

Вера в национал-социалистическую идею и Адольфа Гитлера заменяла для Эйке все религии вместе взятые, и того же он требовал от подчиненных. Не случайно в штандартах "Мертвая голова" христиан было гораздо меньше чем в частях особого назначения и Альгемайне СС — всего 31%. Большинство солдат Эйке отреклись от церкви, что нередко приводило к разрыву отношений между эсэсовцами и их семьями. Но инспектор был непреклонен. Он заявлял своим людям следующее:

"Молитвенники предназначены для баб и тех, кто носит короткие штанишки. Мы ненавидим даже запах ладана; он убивает германскую душу точно так же, как евреи убивают расу. Мы верим в Бога, — но не в его Сына, так как это уже будет язычество и идолопоклонство. Мы верим в фюрера и величие нашего Отечества. Мы боремся именно за них, а не за что-то там еще. Если нам и придется умереть, то не со словами: "Помолись за нас, Мария". Мы уйдем из жизни так же свободно, как жили. С последним вздохом мы произнесем: "Адольф Гитлер!"

Политические занятия в подразделениях Эйке проводились три раза в неделю, как и в других формированиях СС. Однако существенным их отличием было то, что они неизменно подкреплялись практикой. Из бараков специально приводили группу узников, которую эсэсовцы методично избивали, закрепляя тем самым полученные знания. Инспектор часто приезжал на такие занятия и лично проверял идеологическую подготовку батальона или роты охраны. Тех, кто боялся человеческой крови, мучился угрызениями совести после избиения заключенных, Эйке исключал из своих рядов и отправлял в Альгемайне СС.

Инспекция концентрационных лагерей прилагала усилия к тому, чтобы в части "Мертвая голова" приходили наиболее стойкие и физически развитые нацисты. Эйке добивался перевода из Альгемайне СС волевых и способных людей. К тому времени для новобранцев ввели боевую подготовку.

Программу боевой подготовки Эйке перенял у юнкерских училищ СС в Брауншвейге и Бад-Тельце.

Первым приступил к тренировкам штандарт "Верхняя Бавария". Под Дахау, где он дислоцировался, находился современный полигон, стрельбище в Гербертхаузене. Вся учебно-материальная база, огневой городок и учебные классы были построены заключенными.

Распорядок дня в полках "Мертвая голова" был почти таким же, как в юнкерских училищах СС. Подъем в 6 утра, после чего часовая физзарядка и завтрак, состоявший из овсяной каши и минеральной воды. Использование этих продуктов в эсэсовском рационе объяснялось приверженностью Гиммлера к диете и монополией на них Административного управления СС. После завтрака личный состав надевал рабочую или повседневную форму одежды, в зависимости от планов на день, и строем отправлялся на занятия.

На первом этапе охранники выполняли разные нормативы с оружием. Большим преимуществом являлось то, что некоторым из них, прослужившим в лагерях два-три года, не нужно было читать вводные лекции. Тем не менее Эйке утвердил теоретический курс, чтобы все охранники, молодые и старые, знали устройство винтовки и назначение каждой ее детали. Инструкторы учили солдат разбирать и собирать оружие, чистить и устранять поломки. В учебных классах постоянно устраивались соревнования, выявлявшие лидеров и отстающих.

После того как солдаты начинали профессионально владеть оружием, они перемещались на стрельбище. В Гербертхаузене, например, практиковалась стрельба по живым мишеням — заключенным, приговоренным к смертной казни. Такого рода занятия, однако, бывали редко. В основном эсэсовцы стреляли по ростовым мишеням, выполняя контрольные упражнения.

Обязательным элементом боевой подготовки являлся рукопашный бой. Отрабатывалось ведение боя винтовками с примкнутыми штыками, саперными лопатами, ножами. Отработка приемов проводилась на манекенах и на мешках с песком. Затем эсэсовцев обучали технике борьбы без оружия и боксу. После завершения курса вновь следовали экзамены. Чаще всего взвод делили на две команды, которые соревновались между собой. Офицеры принимали участие в состязаниях наравне с солдатами, и побеждал только лучший, независимо от его звания. Это создало в частях "Мертвая голова" настоящее воинское братство.

Инструкторы устраивали учебные бои и силовые игры. Во время них эсэсовцы преодолевали инстинктивный страх, усталость и боль. Серьезная роль в подготовке отводилась агрессивности. К ней специально приучали солдат, организуя единоборства с крупными злыми собаками из лагерных питомников. Через агрессивность прививали психологическое превосходство над врагом, чувство собственной неуязвимости.

Следом за индивидуальной подготовкой солдат шло боевое слаживание отделений, взводов и рот. На уровне отделений и взводов солдаты учились действовать как единый механизм — уверенно, расчетливо, взаимосвязанно, автоматически. После постановки боевых задач отделение атаковало условного противника. На рубеже перехода в атаку солдаты небольшими перебежками, прикрывая друг друга, устремлялись вперед. Командир взвода контролировал перемещение подчиненных и управлял их огнем. Нельзя было допустить, чтобы все обстреливали одну мишень, игнорируя остальные. При приближении к траншее противника эсэсовцы метали в нее гранаты, поражали установленные цели и неудержимо двигались дальше.

В составе роты и батальона отрабатывалось взаимодействие с подразделениями огневой поддержки, а также наступление на обороняющегося противника с ходу. Рубеж перехода в атаку для батальона выбирался таким образом, чтобы выдвижение к нему солдат совершалось скрытно, а удаление его обеспечивало ведение действительного огня из основных видов оружия.

В частях "Мертвая голова" охранники часто тренировались с боевыми боеприпасами. Нередко это становилось причиной несчастных случаев и конфликтов с армейскими начальниками, не одобрявшими подобных методов. Но такие тренировки оказались весьма эффективными: они приближали учения к реальным условиям боя. Охранники проходили штурмовую полосу под огнем боевыми патронами, среди взрывов имитационных зарядов, в пламени пожаров и облаках дыма. После штурмовой полосы личный состав быстро привыкал к боевой обстановке. С другой стороны, занятия с боевыми патронами вели к тому, что эсэсовцы начинали считать себя "совсем крутыми ребятами" и переоценивали свои силы. Из-за этого на первых этапах войны во Франции подразделения "Мертвая голова" несли неоправданно большие потери.

После занятий, в середине дня, солдаты обедали, а затем приводили в порядок свою повседневную форму. Это, впрочем, не означало, что тренировок больше не будет. В подразделениях Эйке из солдат выжимали "все соки". Они могли бегать и стрелять до глубокой ночи. Некоторые, устав от интенсивных тренировок, мечтали скорее оказаться в лагере, на смотровой вышке.

Военная и идеологическая подготовка в караульных подразделениях СС превращала людей в бесчеловечных и жестоких бойцов-разрушителей, которые мало дорожили собственной жизнью и еще меньше — жизнью своих врагов. Эти люди должны были действовать с безоговорочной преданностью, повиноваться любому приказу, даже если он будет о расстреле пленных и совершении жестоких действий в отношении гражданского населения. И вскоре части "Мертвая голова" показали, на что они способны.