ОФИЦЕРСКИЕ ШКОЛЫ ВОЙСК СС

В 1934 СС-ВТ приступило к набору офицеров с более широкого поля, чем армия. Для этого были созданы офицерские школы.

Основу офицерским школам СС заложил Пауль Хауссер. Генерал - лейтенант рейхсвера в отставке, он в ноябре 1934 в звании штандартенфюрера вступил в СС и получил первое назначение - коменданта школы в Брауншвейге. Результаты Хауссера поразили Гиммлера, и он назначил Хауссера инспектором офицерских школ СС.

С 1934 г. и до июня 1936 г. юнкерами становились исключительно члены частей политического усиления СС, направлявшиеся туда по рекомендации командиров частей. Поскольку общая численность частей усиления СС в этот период была невелика, то число юнкеров ограничивалось всего лишь около сотней человек.

15 октября 1934 г. в СС была введена следующая система званий для кандидатов в офицеры и юнкерских школ:

— фюреранвертер СС (кандидат в офицеры);

— штандартенюнкер СС (тот, кто поступил в юнкерскую школу);

— фенрих СС (присваивалось после сдачи первого экзамена; эквивалентно званию шарфюрера СС);

— оберфенрих СС (после сдачи финального экзамена; гауптшарфюрер СС).

Звание фенрих СС могло быть присвоено только по рекомендации командира школы.

25 марта 1935 г. был издан новый приказ, установивший новую систему званий (поменялись только названия, а суть осталась прежней):

— фюреранвертер СС (кандидат в офицеры);

— юнкер СС (при поступлении в юнкерскую школу);

— штандартенюнкер СС (эквивалентно званию шарфюрера СС);

— штандартеноберюнкер СС (гауптшарфюрер СС). 

Решение стать офицером СС принималось добровольно и могло быть принято как на начальном этапе вступления в части политического усиления СС, так и позднее. Если желающий стать офицером не имел военной подготовки, то ему присваивали звание "кандидат" (Fuhreranwarter) и направляли на годичные курсы на прохождение базового военного курса в части усиления СС. После завершения этой подготовки кандидат должен был сдать экзамен. В случае успешной сдачи ему присваивалось звание юнкер СС и он направлялся в юнкерскую школу. Если же желающий уже был членом частей политического усиления СС, то в этом случае базовое военное обучение не требовалось. Отбор в юнкерскую школу проходил в присутствии представителей школы и командира подразделения, где служил потенциальный юнкер.

Предварительными условиями для зачисления в юнкерскую школу были: безупречное поведение, солдатские качества выше среднего уровня, интеллект, подходящий темперамент и характер. Кандидаты отбирались очень тщательно. Серьезное внимание уделялось кристальной чистоте потенциального юнкера перед законом: он должен был предоставить свидетельство о хорошем поведении от полиции и финансовые декларации об отсутствии долгов.

Для поступления в юнкерскую школу не требовались никаких сертификатов об образовании, а социальное происхождение не имело значения.

Тем не менее, если для поступления не требовались высокий уровень образования и элитный классовый статус, но все же имелись определенные расовые и "социологические" критерии для появления новичка в офицерском корпусе СС. Претендент на офицерское звание должен был доказать свое арийское происхождение с 1750 г. (однако очень часто этот процесс подтверждения ограничивался лишь визуальным осмотром кандидата), быть преданным фюреру и верить в его миссию, быть верующим в Бога (неважно, агностиком или христианином, важен был сам факт веры) и, по возможности, все же иметь некоторое образование, предпочтительно среднее. Таким образом, СС приступило к набору офицеров в более широких слоях немецкого населения, чем регулярная немецкая армия. В СС офицерами могли , стать сыновья фермеров и мелких лавочников, в то время как верный прусскому наследию рейхсвер искал кандидатов в офицеры среди хорошо образованных людей, которые окончили по крайней мере среднюю школу, и преимущественно формировался из членов дворянских1, богатых или военных семей. Примечательно, что такая позиция рейхсвера подвергалась частой критике со стороны СС. В официальном печатном органе СС, газете "Черный корпус", постоянно осуждалась старая, реакционная военная система, как олицетворение "классового высокомерия, которое исключало рабочих из общества и заставляло их чувствовать себя гражданами третьего сорта".

В то же время Хауссер поставил перед собой задачу воспитать в своих школах офицеров и господ, поэтому подготовка в школах была не только военной. Курсанты изучали этикет по наставлению, которое определяло как надо вести себя за собой, содержало инструкцию, как правильно заканчивать письмо. Кроме того, курсанты изучали музыку Баха, Бетховена, Листа и Вагнера, причем не теоретически, а практически, исполняя сочинения данных авторов.

Но все-таки, курсанты, перво-наперво, были солдатами, а точнее политическими солдатами, вооруженной рукой нацистской партии, поэтому наряду с военными науками в школах преподавалась нацистская идеология, которая являлась важным фактором на экзаменах, в результате которых каждый третий исключался во время пятимесячного курса. Правда, когда в школы начали принимать новичков из оккупированных стран, акцентироваться на чистоте крови стало не очень удобным, поэтому во время войны лекции эсэсовцев от святыни нордической крови переключились на пороки большевизма.

Повсеместная стандартизация учебного процесса привела к разработке единого методологического и календарно-тематического планов занятий офицерского и унтер-офицерского составов Войск СС:

1 - 4 недели:

Введение. Развитие военной доктрины от древности до наших дней.

5 - 8 недели:

Обязанности германского солдата. Воспитывающая роль армии (по книге А. Гитлера "Моя борьба").

Шпионаж, саботаж, подрывная деятельность; идеологические диверсии и как с ними бороться.

9 - 10 недели:

Дисциплинарные взыскания и правила обжалования по инстанции в СС.

11 неделя:

Ведение табельного учета наложенных взысканий. Секретное делопроизводство.

12 - 14 недели:

Документы и расчетная книжка члена СС. Как вести себя в случае утраты личных документов. Основные законы СС и полиции. Присвоение очередного воинского звания.

15 - 18 недели:

Права и обязанности командира. Уголовный кодекс рейха. Военный трибунал и судопроизводство в СС.

19 неделя:

Составление отчета о ЧП. Розыскные мероприятия и методика снятия показаний.

20 - 22 недели:

Младший командир и правила поведения в сообществе СС и общественной жизни. Командир Войск СС как политический воспитатель вверенных ему солдат.

К началу войны обе школы выпускали около 400 офицеров в год. По окончании курса кандидаты в офицеры сдавали два практических и один теоретический экзамен. Лица, закончившие офицерские школы, имели, как правило, очень высокий уровень подготовки.

Основным отличием между военными школами СС и вермахта заключалось в организации и содержании тактической и практической подготовки будущих офицеров.

Курсанты, под руководством офицера-инструктора, проводили в классах военные игры в ящиках с песком. На полевых занятиях они учились координировать действия пехоты и артиллерии, командовать высадкой десанта на вражеский берег и многое другое.

В то же время курсанты регулярно тренировались метать гранаты, преодолевать препятствия, изучали приемы штыкового боя.

Не забывали в школах и о занятиях спортом. Хауссер готовил своих солдат для быстрых атак, оставлявших врагу только отход. Он считал, что Войска СС всегда будут на острие удара, всегда будут первыми, а поэтому они должны быть  выносливыми и физически подготовленными. На воспитание таких солдат - спортсменов в СС денег не жалели. В Бад-Тельце имелись футбольный стадион, сооружения для занятий легкой атлетикой, залы для бокса, гимнастики, игровых видов спорта, плавательный бассейн и многое другое. В одно время восемь из двенадцати инструкторов в Бад-Тельце были чемпионами страны в своих видах спорта. Юнкерские команды повышали репутацию СС, успешно соревнуюсь с командами армии и военно-воздушных сил. По настоянию Гиммлера, в подготовку курсантов было введено также фехтование. Гиммлер, увлекающийся аристократическими обычаями, ввел в СС дуэли.

Потребность в увеличении количества офицеров войск СС в годы войны непрерывно росла, в первую очередь это было связано с безвозвратными потерями среди офицеров войск СС и непрерывным ростом количества новых частей. В результате этого стали открываться новые школы. Старейшая юнкерская школа СС продолжала находиться в Бад-Тельце, Брауншвейгская школа была переведена в Познань (Позен-Трескау) и с 1 июня 1944 г. стала называться школой юнкеров СС и юнкеров войск СС, 1 ноября 1943 г. была открыта новая юнкерская школа СС в Клагенфурте (также переименована в июне 1944 г.), в 1944 г. была открыта еще одна юнкерская школа СС в Праге (на полигоне СС Бенешау). Кроме этого, существовали: школа ротных командиров в Барвальде, курсы офицеров горно-егерских частей в Ноештифте, медицинская академия СС в Граце (создана в марте 1935 г., до конца 1939 г. располагалась в Берлине) и школа офицеров-администраторов в Аролзене (создана в конце 1935 г. в Дахау, позже переведена в Аролзен).